Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки



Контакты
Адрес:
Ростовская область
г. Зверево
Рижская, 11

Телефон/факс:
8 (86355) 4-15-15
8 (86355) 4-18-59

E-mail:
mousoch1@mail.ru

Электронный дневник

Рекомендации школьного психолога

Правила безопасной работы в интернете

 


РЕКОМЕНДАЦИИ для учеников, учителей и родителей    ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ,  ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

           Экзамены – это испытание.

 Всю жизнь все непрерывно сдают экзамены: преодолевают страх, защищают, переплывают, забираются, изучают, принимают решения. Чем больше преодолено в прошлых испытаниях, тем лучше человек подготовлен к очередным из них.

            Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен – новая форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для выпускников.

 Памятка «Психологическое  сопровождение ЕГЭ» для учеников

  Уважаемые выпускники!

         Прежде, чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

  ·        Вас встретят доброжелательные педагоги;

  ·        каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

  ·        на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

         Внимательно изучите «Правила для выпускников», тогда многие вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена решатся сами собой.

         Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзаменам, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность.

  Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

  ·  Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

  ·  Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

  ·  Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

  ·  Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

  ·  Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

  ·  Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

  ·  Используй такие формулы самовнушений:

      Я уверенно сдам ЕГЭ.

     Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

     Я с хорошим результатом пройду все испытания.

     Я спокойный и выдержанный человек.

     Я смогу справиться с заданием.

     Я справлюсь.

     Я должен сделать то-то и то-то....

  Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

 Подготовка к экзамену

  1.    Подготовь место для занятий;

  2.    Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;

  3.    Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;

  4.    Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;

  5.    Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;

  6.    Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.

  7.    Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;

  8.    Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;

  Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

  Самые простые, можно сказать «бабушкины» советы.

 Питайся регулярно и часто, раз 5 в день или чаще, но не перед сном.

 Ешь подряд все, что с витаминами – овощи, фрукты, ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимоны и апельсины. 

 Не занимайся по ночам – заканчивай занятия не позже 22-23оо.

 Перед сном около часа отдыхай и переключай внимание на что-то спокойное (а не на боевики или фильмы «про любовь»).

 Спи не меньше 8-ми часов; можно в начале второй половины дня – еще 1,5 часа сна. 

 Занимайся примерно так, как в институте, «парами» – по 1,5 часа.

 Умей переключаться: в получасовых перерывах между «парами» применяй приемы переключения внимания – чашку чая/кофе, послушай успокаивающую музыку, посмотри короткий фильм (мультики, передачи о природе и т.п.), юмористическую передачу, подвигайся под бодрящую музыку (типа аэробики), ненадолго позвони другу/подруге.

 Применяй прохладный или контрастный душ с утра и успокаивающие теплые ванны вечером (хвойные, ароматизированные). Попроси родителей поочередно делать тебе массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром разминаниями и по китайским точкам – интенсивный, стимулирующий; вечером поверхностным растиранием – успокаивающий).

 По-хорошему советуем: На время подготовки и сдачи ЕГЭ никакого Интернета! Если только он не требуется тебе только для подготовки.

 Ничего искусственно воздействующего на мозги. Никакого алкоголя! Напомним, что к нему относится и пиво, и алкоголь содержащие коктейли. Никаких стимуляторов – ни лекарственных, ни, тем более, кустарных и наркотических! Все это – путь к зависимости от них: в ситуации стресса она возникает очень быстро!

 Теперь – о более сложных способах обеспечения успеха.

  Ты – сам себе психотерапевт.

 Каждый человек имеет массу способов мобилизовывать себя и преодолевать трудности, возникших у него на основе жизненного опыта.

 Сначала определи свой потенциал достижений. Перед самим началом подготовки к ЕГЭ вспомни все свои достижения в учебе и в любых самостоятельных делах (их может оказаться и сотни!) и почувствуй себя в каждом из них. Эти состояния называют «Я победитель!». Похвали себя за каждое из них. Далее на протяжении всей подготовки к ЕГЭ думай и поступай как победитель!

 Перед началом каждого занятия или перед экзаменом представляй себя в состоянии «Я победитель!» и удерживай себя в нем до конца каждого экзамена.

 Можешь применять аутотренинг.

 Для этого при закрытых глазах в положении лежа или полулежа проведи самовнушения расслабления в мышцах рук, ног, туловища.

 Как начнешь это чувствовать, перейди к внушению теплоты и тяжести в них, ровного и спокойного дыхания и сердцебиения, прохлады у лба.

 Дальше начни мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них и на этой основе внушай себе уверенность и спокойствие в подготовке и на экзаменах, готовность к успеху.

 Наконец – произнеси про себя формулы бодрости и выхода из сеанса аутотренинга, сосчитай до 5 и открой глаза.

 Продолжительность одного сеанса аутотренинга – 10-15 минут. Проводи до 5-6 таких сеансов в день – при утреннем пробуждении, в промежутках между занятиями, перед сном (в этом случае – без формул бодрости и выхода из сеанса).

 Тренируй свою способность к волевой мобилизации. Проанализируй способы, какими ты начинал успешные для себя дела и поддерживал себя при возникновении препятствий – что говорил себе, какие вызывал настроения, какие отдавал себе приказы о начале дела. Составляй план действий на каждый следующий день, а также – на случай возникновения препятствий. Представь, что бы делали в твоей ситуации твои любимые герои из книг и фильмов, или авторитетные для тебя взрослые, и поступай также – они не подведут!

  Семья – твой психотерапевт.

 Попроси родителей и других родственников создать тебе подходящую атмосферу: общались бы с тобой в перерывах между занятиями, приглашали на совместную еду.

 Рассказывайте друг другу по вечерам о самом успешном за день и хвалите друг друга; воспоминайте прошлые успехи в любых делах.

 Родители могут делать тебе массаж главного сейчас твоего инструмента – головы, можно еще и шеи, воротниковой зоны.

  Помощь репетиторов – твой выбор.

 Этот способ подготовки к ЕГЭ не является обязательным. Репетитор для тебя – не столько для изучения предмета, сколько для тренировки. Решение о репетиторах принимай сам на основе консультации с преподавателями школы и родителями.

 Начинай занятия с репетиторами по тем предметам, по которым чувствуешь себя пока еще неуверенно. Думается, достаточно будет репетиторства по двум-трем предметам – в первую очередь по тем, которые потребуются в конкурсе в институт.

 Развивай свою организованность и волю.

 Будни и выходные – организуй и все возьми под контроль! Для этого веди деловой дневник/ежедневник. Старайся планировать вообще все – время занятий, отдыха, еды, общения, даже развлечений. Принцип: что накануне спланировано, то сегодня сделано!

  Развивай в себе психологию успеха!

 Планируй достижения на каждый день. К достижениям может относиться конкретная оценка по конкретному предмету: учись готовить отдельные уроки так, чтобы назавтра получить на них планируемый результат – «четверку» или «пятерку».

 Учись поддерживать себя в делах (в школе, что дома, что за их пределами). Для этого при завершении каждого дела найди небольшое время (буквально минуту!) на три взаимосвязанных и очень важных для тебя упражнения.

 Первое: похвали себя за успешное дело и за то, что в нем понравился (-лась) себе.

 Второе: проанализируй, как ты поступал (-ла), чтобы сделать дело, и какие новые навыки в тебе возникли в результате него.

 К таким навыкам могут, например, относиться следующие: Самовнушения, позволяющие тебе не отвлекаться от дела. Непрерывные самоободрения. Воспоминания о прошлых успехах. Самоприказы. Разделение дела на его отдельные этапы (действия) и ободрение себя при завершении каждого из них.

 Третье: используй новый опыт организации дела – для организации уже ближайших следующих дел.

  Развивай свою устойчивость к стрессам.

 Проанализируй свои способы преодоления стрессов в ситуациях, когда тебе удалось подготовиться к ситуации испытания или преодолеть переживания после нее.

 К приемам преодоления стресса при подготовке к испытанию в твоем возрасте относятся: определение, какой смысл имеет для тебя предстоящее тебе дело; детальное планирование предстоящего дела с вариантами действий в случае помех или неудачи; написание «шпаргалок» – конечно, не для попытки их пронести на экзамен, а для тренировки памяти и верных текстов ответов; аутотренинг уверенности в себе (вернись выше в 1-й раздел); приемы укрепления нервов (смотри дальше); общение с родственниками и друзьями в перерывах между занятиями и при подведении положительных итогов каждого дня.

 Для снятия стресса после кризисной ситуации в твоем возрасте эффективно: пребывание в покое (15-30 минут) или непродолжительный сон (1-2 часа); легкая еда; ванны или души; приемы переключения деятельности (вернись выше в 1-й раздел); легкая физкультура; занятия с психологом или психотерапевтом.

 Сравни эти способы, поблагодари себя за каждый из них, выбери лучшие для использования в период подготовки к ЕГЭ.

 Тренируй их ежедневно и совершенствуй.

 Нервы можно укреплять!

 Режим. Удлини сон до 9-10 часов в сутки, из него 2-3 часа – дневной сон.

Питание. 4-6 раз в день, но не «до отвала», а до исчезновения чувства голода. Не есть непосредственно перед сном.

Сосредоточься на одном деле. На период подготовки ЕГЭ исключи все дела, не связанные с ними – типа, встречи с друзьями и гуляния, любимые фильмы и сериалы (кроме тех, что используешь для снятия стресса); рекомендуем даже на это время оставить хобби.

Биостимуляторы интеллекта. К ним относятся такие природные средства, как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис. Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно – с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них): пирацетам (ноотропил), пикамилон, аминалон (все – после еды), глицин (до еды); другие ноотропы – по рекомендации врача.

 Специально отметим: чтобы не было привыкания – никаких синтетических (искусственных) стимуляторов и ничего содержащего алкоголь; только – чай и кофе!

  Успокаивающие. Рекомендуем только природные растительные успокаивающие и ничего содержащего алкоголь!

 Лучшее противоневротическое сочетание, помогающее мобилизоваться интеллекту – травы валериана, пустырник, ландыш, мелисса, хмель, боярышник: смешать эти травы в равных долях; 1/3 сухого вещества на стакан воды залить крутым кипятком, накрыть «баней», отфильтровать и пить теплый раствор 2-3 раза в день (утро-вечер; утро-обед-вечер). Важно применять успокаивающие средства ежедневно и в одно и то же время.

 Утром перед экзаменом прими только биостимуляторы, а успокаивающие – нет.

 Стимулировать интеллект начинай во втором полугодии 11-го класса, а успокаивать нервы – примерно за 1 месяц до ЕГЭ.

Накануне экзамена

  Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

  В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

  Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

 Утром перед ЕГЭ:

  - Сделай легкую зарядку, даже если раньше никогда ее не делал (-ла).

 - Хорошо умойся.

 - Легко позавтракай, можно – с теми же биостимуляторами; попей чай (он дольше действует как стимулятор, чем кофе).

 - Надень самую удобную одежду и обувь, можно – ту, в которой уже были «4» и «5».

 - Успокой родителей, что все будет хорошо! После чего выслушай их пожелания.

 - Присядь «на дорожку» и проведи себе сеанс аутотренинга: с его помощью настройся на состояние «Я победитель!» и убери размышления обо всем постороннем.

 Перед началом тестирования

  В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).

  Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

 Во время тестирования

  1.    Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.

  2.    Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

  3.    Начни с лёгкого! Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу   и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

  4.    Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

  5.    Если тебе не сразу удается  сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

  6.    Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.

  7.    Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

  8.    Думай только о текущем задании! При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

  9.    Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

  10.    Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.

  11.    Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.     

  12.    Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!

  13.    Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией.  

  14.    Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

  15.    День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

  

                                                                      Желаем успехов!

   Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для учителей

    Уважаемые учителя выпускных классов школ!

  Ваши воспитанники и вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).

  Надеемся, этот материал поможет вам стать чуть более компетентными и успешными педагогами в отношении такой непростой ситуации, как ЕГЭ.

  Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

  ·  Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

  ·  Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;

  ·  Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

  ·  Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

  ·  Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

  ·  Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

  ·  Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

  ·  Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

  ·  Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;

  ·  Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

 ЕЩЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

  1.     Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

  2.     Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;

  3.     Помогайте избежать ошибок;

  4.     Поддерживайте выпускника при неудачах;

  5.     Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;

  6.     Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку; 

  7.     Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс

 Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.

 Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности. Такую зрелость демонстрируют лучшие ваши отличники. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.

 Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном возрасте, а в 19-22 года, с переходом юности в раннюю взрослость.

 В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.

 Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности, снижающий их способности к адаптации и социальному успеху. Прежде тренировки стрессоустойчивости такие подростки нуждаются в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.

 Наконец, на решении о поступлении в вуз могут настаивать родители учащихся с неразвитой учебной деятельностью.

 Ниже мы так и рассмотрим проблему подготовки к ЕГЭ – сквозь призму этих трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе.

 1. Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!

Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».

  ·  С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.

  ·  Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).

  ·  Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.

  ·  Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.

  ·  К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.

  ·  На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.

  ·  Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше участие в них.

  ·  Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.

  ·  В результате преодоления испытаний такие подростки становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт достижения успехов.

  Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!

 К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:

  ·  Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.

  ·  Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ.

 Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.

  ·  Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.

  ·  Выполнение и защита (публикация) научных работ.

  ·  Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах.

  ·  Участие в конкурсах, научных конференциях.

  ·  Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.

  К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие способы (ее можете проводить вы сами или поручать ее педагогу-психологу вашей школы):

  ·  Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).

  ·  Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях – «лидер», «интеллектуал», «психолог».

  ·  Тренинг способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения, формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом.

  ·  Тренинг способности поддерживать свою самооценку и чувство достоинства в момент оценки результатов своей успешной деятельности.

  ·  Тренинг способности учеников использовать кризисы как возможность для развития личности, в частности – развития навыков т.н. совладающего (со стрессом) поведения.

  ·  Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.

  ·  Аутотренинг волевой мобилизации.

 Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся.

 Указанные выше технологии поддержки в школе, в сочетании с семейными и индивидуальными, достаточны для поддержания у «сильных» учеников оптимизма с невысоким уровнем тревожности. Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и бесед с учениками, а можно поручить контроль и школьным психологам – применить соответствующие психологические тесты (достоверны: цветовой тест М. Люшера, тест тревожности, напряжения и познавательной активности Спилбергера в модификации Андреевой, тест самооценки Дембо-Рубинштейн, проективные рисунки и др.).

 По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!

 Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь! (ее можете оказать как вы, так и психолог вашей школы):

 • Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.

 • Применение приемов переключения внимания и компенсаторные деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к экзаменам).

 • «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа днем. Отход ко сну не позже 23оо. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2 часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!). Исключить курение и любые алкогольные напитки (в том числе пиво!).

 Роль репетиторов и ваше отношение к ним.

 Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей. Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:

  ·  Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.

  ·  Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной деятельности у данного учащегося в 10-11-м классах.

  ·  После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.

 2. Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами).

 В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:

  ·  Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.

  ·  Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.

  ·  Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.

  ·  На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.

  ·  Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.

  ·  Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.

  ·  В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.

  ·  Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.

  ·  Грызут ногти и пальцы.

   Распространенность и частота стрессов в современном мире (в школах и вузах, в семьях, во дворах, а теперь еще и ЕГЭ) такова, что любой взрослый, занимающийся детьми, автоматически становится психологом или даже психотерапевтом – воспитатель в детском саду, учитель в школе, педагог дополнительного образования, родитель.

 Особенно это касается детей и подростков со слабой нервной системой.

 Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:

 1. Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.

 2. Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

  Рассмотрим каждую из этих стратегий. Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам.

  Психофизиологическая помощь педагога.

 Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.

 Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22зо, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.

 Педагогическая помощь:

  ·  Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.

  ·  Спрашивать в середине уроков.

  ·  Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.

  Психологическая помощь педагога и школьного психолога:

  ·  Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи индивидуально.

  ·  Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.).

  ·  Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.

  ·  Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации (обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).

 Врачебная помощь:

  ·  Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу, психотерапевту, медицинским психологам за укрепляющим и успокаивающим лечением за 1-3 месяца до ЕГЭ.

  ·  Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

 Педагогическая помощь:

  ·  Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь.

  ·  Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ.

  ·  Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ.

 Помощь репетиторов. Этот вид педагогической помощи соединяет тренинг учебной деятельности и выработку у ребенка уверенности в себе. Начать репетиторство с предметов ЕГЭ, вызывающих наибольшую тревогу и страхи, и лишь затем через 3-4 месяца перейти к остальным.

 ·  Провести с каждым ребенком индивидуальный тренинг способности к успешной деятельности: вместе с ребенком составить список всех его успешных дел в жизни (в учебе и за ее пределами). Выяснить, какими психологическими способами были достигнуты успехи. Тренировать применение этих способов в текущей учебе. Научить ребенка планировать постепенную передачу ему инициативы и ответственности за учебу и тренировать навык планирования и получения желательных (хороших) оценок.

 3. Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности.

 Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов школы – уже в кризисах начальных и средних классах школы.

 К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:

  ·  Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их незавершенными.

  ·  Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не интересуются, не занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.

  ·  Преобладают пассивные способы проведения досуга – телевизор, простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями без сложно организованных деятельностей.

  ·  Нет сложно организованного досуга – чтения, сложных развивающих компьютерных игр («стратегических», познавательных), коллекционирования, воспитания животных и др.

  ·  Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с неразвитостью ее базы – деятельностей предшественников учебной (сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения, конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и лидерства, труда и ролей по дому, восприятия сказок/мультфильмов и искусства).

  ·  Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.

  ·  Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.

  ·  Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.

  ·  Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при усложнении программы в 8-9-м классах.

  ·  Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут учиться лучше, но не хотят!».

  ·  Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались со средне успевающими и т.п.

 Все надо делать вовремя!

  ·  При своевременном выявлении таких детей – в кризисе школьной дезадаптации в начальных классах или в кризисе перехода в средние классы – применяется последовательность стратегий психокоррекции, рассчитанных в сумме на 2-3 года:

  ·  Временно сосредоточиться на развитии базы учебной деятельности – ее предшественников (при этом временно игнорировать низкую школьную успеваемость).

  ·  На этой основе восстановить (специальными приемами) способность детей к самостоятельной деятельности.

  ·  Закрепить ее в системе дополнительного образования.

  ·  Моделировать ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе: сначала по предметам, в которых у него были успехи, а затем по большинству.

 Возможностей немного, но они есть!

 Проблемы в 10-11-х классах у детей данной группы, в частности проблемы с подготовкой к ЕГЭ, возникают в связи с настойчивым желанием их родителей видеть ребенка в техникуме (колледже) или вузе. Здесь требуется трезвая оценка возможностей ученика и правильная ориентация родителей в реальных способностях их ребенка.

 Признаки возможности повысить у ребенка способность к самостоятельной учебной деятельности в течение 11-го класса: периоды снижения успеваемости в 5-6-м или 8-10-м классе были непродолжительными. К 10-11-му классу мотивация учебы восстановилась. Успеваемость, даже в периоды снижения мотивации учебы, не была ниже 3-4 баллов с сохранением у ребенка отдельных переживаний успехов. К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ЕГЭ).

 Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени – всего-то несколько последних месяцев 11-го класса.

       Педагогическая поддержка всем ученикам:

  ·  Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени) сохранялась мотивация учения.

  ·  Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ), стимулировать учеников на этих уроках.

  ·  После повышения у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была давно утрачена.

 Психологическая поддержка:

 Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое.

 Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.

 Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе и мотивация стремления к ним.

 Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему.

 Что делать с остальными из группы утративших способность к успешной учебе?

 Речь идет о тех подростках, у которых нет шансов восстановить способность к успешной учебе за полгода в течение 11-го класса (это те, у кого характеристики хуже приведенных выше).

 Наилучшая помощь в этой ситуации – ориентировать подростка и его родителей на реальную оценку ситуации и на реализацию имеющихся возможностей ребенка: принять план на учебу в учреждении начального профессионального образования.

 Ключевой становится психологическая работа: изучить все самостоятельные деятельности и хобби ребенка и определить, в каких сферах жизнедеятельности они были, которые и подсказывают выбор профессии. Провести психодиагностику профориентационными тестами (Опросник Голланда или ПДО; профориентационный вариант теста Г. Айзенка и ММРI, др.); обсудить с подростком результаты. Помочь подростку выбрать профессии наиболее престижные и устойчивые («непотопляемые») на рынке труда. Мотивирование родителей на принятие ребенка и на помощь ему в достижении им успеха в начальном профессиональном образовании.

                                                   Успеха вам в вашей работе, коллеги!

 

Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей

   Уважаемые родители выпускников школ!

  Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).

 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – новое в политике государства. Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к различным другим экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен.

 Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

 Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

   Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

         Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».

         Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  ·    Забыть о прошлых неудачах ребенка;

  ·    Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

  ·    Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

         Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

      Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:

  1.Опираться на сильные стороны ребенка;

  2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;

  3.Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;

  4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

  5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

  6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания

 Советы родителям

  1.    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

  2.    Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

  3.    Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.

  4.    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  5.    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  6.    Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

  7.    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

  8.    Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

  9.    Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

  10.    Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга. Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов».

  11.    Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.

  12.    Не критикуйте ребёнка после экзамена.

  13.    Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий. Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

  14.    Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

 

                                                  Успехов Вам в работе с вашими детьми!

 

 
 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие — за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка — это и есть подготовка к школе. Самое главное — не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.<o:p></o:p>

 

Если говорить формально, выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.<o:p></o:p>

1.Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);<o:p></o:p>

2.Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);<o:p></o:p>

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).<o:p></o:p>

Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.<o:p></o:p>

Обычно, когда говорят о "школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.<o:p></o:p>

- Как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.<o:p></o:p>

— Владение навыками самообслуживания так же необходимо ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д.<o:p></o:p>

— У ребенка должна быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.<o:p></o:p>

— Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.<o:p></o:p>

— Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе". В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.<o:p></o:p>

— Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.<o:p></o:p>

— Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.<o:p></o:p>

— В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?<o:p></o:p>

— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.<o:p></o:p>

— В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.<o:p></o:p>

— Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.<o:p></o:p>

— С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.<o:p></o:p>

— Существует и еще одна проблема, о которой обычно не принято говорить, — это проблема школьного туалета.<o:p></o:p>

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.<o:p></o:p>

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Лучше сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное — с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.<o:p></o:p>

Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах.<o:p></o:p>

Необходимо остановится еще на одном важном моменте. Развитый ребенок и готовый к школе ребенок — это не одно и то же. Обученность — это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это  умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие — это отнюдь не синонимы! Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но, в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится — на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость — внимание, память, мышление, воображение, моторика руки, развитие социальных умений и навыков.     <o:p></o:p>

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?<o:p></o:p>

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. <o:p></o:p>

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) — читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. <o:p></o:p>

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.<o:p></o:p>

Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать, закладывается фундамент личности.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Как подготовиться к празднику "Первого звонка", <o:p></o:p>

чтобы этот день стал для ребенка радостным и незабываемым?<o:p></o:p>

1. Не суетитесь! Ваше волнение передается ребенку и пугает его.<o:p></o:p>

2. Создайте спокойную обстановку в канун 1-го сентября, чтобы ребенок смог выспаться и не капризничать с утра. Полезны вечерняя прогулка, чтение вслух любимого произведения и т.д.<o:p></o:p>

3. Расскажите ребенку заранее о торжественной линейке, настройте, что вас не будет рядом, чтобы малыш не испугался большого количества людей.<o:p></o:p>

4. Не старайтесь снять на пленку своего первоклассника, помните, вы нарушаете общий строй, привлекаете к себе всеобщее внимание и подаете не лучший пример воспитания.<o:p></o:p>

5. Не следует давать ребенку портфель на линейку. Это утомляет детей и мешает сосредоточиться.<o:p></o:p>

6. Букет — непременная деталь праздника, но держать его в руках — дело нелегкое. Позаботьтесь, чтобы букет был небольшим и аккуратным.<o:p></o:p>

7. После школьного праздника у ребенка избыток впечатлений. Не следует после этого вести его в парк или цирк. Лучше дайте малышу возможность отдохнуть, а вечером устройте тихий семейный праздник, чтобы подчеркнуть важность такого события.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Как поддержать стремление ребенка ходить в школу?<o:p></o:p>

В первые недели пребывания в школе ребенку очень хочется рассказать дома обо всем увиденном, услышанном, пережитом. Обязательно поддержите это стремление, смелее радуйтесь победам и вместе преодолевайте трудности. Подбадривайте поступки ребенка ласковым словом или поучите горьким молчанием. В конце концов, ребенок приобретет в вашем лице близкого друга. А ведь это самое важное.<o:p></o:p>

 

 Как правильно организовать выполнение домашних заданий?<o:p></o:p>

1. Не позволяйте всю работу перекладывать на ваши плечи, иначе пропадет главная цель домашних заданий — самостоятельное их выполнение.<o:p></o:p>

2. Научите пользоваться расписанием уроков и правильно выкладывать необходимые учебники и принадлежности на столе.<o:p></o:p>

3. Приучите ребенка выполнять задание сначала в черновике и самостоятельно преодолевать все трудности.<o:p></o:p>

4. При проверке выполненного не спешите сразу все исправить, пусть ребенок пойдет и подумает еще раз. Подсказки делайте в самых крайних случаях. Не навязывайте свою помощь. Дарите ребенку радость собственных побед.<o:p></o:p>

5. Для воспитания организованности некоторым ребятам рекомендуется указывать часы и засекать время.<o:p></o:p>

6. Научите ребенка самостоятельно собирать портфель, но не забывайте потом проконтролировать.<o:p></o:p>

 <o:p></o:p>

Как узнать о достижениях ребенка, если учительница пока еще <o:p></o:p>

не выставляет оценок?<o:p></o:p>

Успехи в учебной деятельности достигаются не сразу, и, чтобы не отбить у ребят желание учиться, работать на уроках, учителя отказываются от негативных оценок. Дети воспринимают словесную оценку своей деятельности: похвалу, подбадривание, напутствие.<o:p></o:p>

 

Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?<o:p></o:p>

По данным психологов, примерно 10% детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина — если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.<o:p></o:p>

Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе — это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих.<o:p></o:p>

Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Как определить, готов ли ребенок к школе?<o:p></o:p>

Не существует четкого перечня того, что должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу. Государство обязуется организовать обучение детей независимо от их здоровья или степени готовности. Поэтому следует говорить лишь о наличии признаков готовности к школьному обучению.<o:p></o:p>

1. Ребенок должен быть физически готов к этой достаточно тяжелой в умственном и физическом плане работе. Поэтому консультации у медиков — это обязательный этап подготовки к школе. Ведь наличие у дошкольника острых и хронических заболеваний или недоразвитие функциональных систем требует для него специфических условий.<o:p></o:p>

2. Социальная готовность — проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему. Чрезмерная робость, безразличие могут затруднить процесс адаптации к школе и требуют внимательного отношения со стороны родителей и учителей.<o:p></o:p>

3. Интеллектуальная готовность — владение определенной системой знаний и умений. Здесь важно помнить: ориентация на тесты не должна заслонять личность и индивидуальность ребенка. Не переусердствуйте — чрезмерно осведомленный ребенок сможет быстро утратить свой познавательный интерес к школе.<o:p></o:p>

4. Желание учиться — самый важный критерий. Поддерживайте интерес ребенка и ни в коем случае не запугивайте будущих первоклассников.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению.<o:p></o:p>

1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.<o:p></o:p>

2. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.<o:p></o:p>

3. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним — про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.<o:p></o:p>

4. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". Им с удовольствием занимаются даже те дети, которые с отвращением относятся к чтению. На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист так, чтобы не осталось незакрашенного места. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.<o:p></o:p>

5. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

10 ЗАПОВЕДЕЙ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА<o:p></o:p>

·         Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.<o:p></o:p>

·         Давайте ему  посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты  у нас уже большой, мы даже можем доверить, тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т.д.)».<o:p></o:p>

·         Определите общие интересы.<o:p></o:p>

·         Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).<o:p></o:p>

·         Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.<o:p></o:p>

·         Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».<o:p></o:p>

·         Научите ребёнка делиться своими проблемами.<o:p></o:p>

·         Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.<o:p></o:p>

·         Приобщайте ребёнка к экономике семьи.<o:p></o:p>

·         Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот  и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.<o:p></o:p>

·         Постоянно говорите с ребёнком.<o:p></o:p>

·         Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.<o:p></o:p>

·         Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.<o:p></o:p>

·         Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.<o:p></o:p>

·         Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.<o:p></o:p>

·         Видеть мир глазами другого — основа для  взаимопонимания.<o:p></o:p>

·         Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.<o:p></o:p>

·         На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки  или  сладостей.<o:p></o:p>

·         Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.<o:p></o:p>

·         Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.<o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Яндекс.Метрика